21 Nov 2009, 14:26
Если Вы не склонны к поискам эзотерического смысла в лирике любимых групп, а образность скальдической поэзии вас попросту "грузит", Вы, будучи ценителем фолк-метала "без затей", скорее всего обратите свой взор и слух на московскую группу Калевала, дебютник которой навел шороху в стане почитателей таких стилистически различных групп, как Невидь, Тролль Гнёт Ель иМельница. Ничего общего? Возможно. Но Ксению, вокалистку Калевалы, я впервые заметил в составе Невиди, а музыке Калевалы отчасти присуща раздолбайская атмосфера «троллей», хотя и с долей дамской игривости... А от Мельницы тут, пожалуй, лишь взгляд женщины на окружающую действительность...
Поводом для сегодняшнего интервью послужил вышедший в октябре второй альбом с вызывающим много вопросов названием "Кукушкины Дети". Новый диск, безусловно, стал шагом вперед в истории Калевалы, ведь, честно говоря, дебютник "Кудель Белоснежного Льна" меня не особо впечатлил, тогда как новая работа оставила достаточно хорошее впечатление. Качественный саунд, интересные художественные решения в оформлении диска, легко запоминающиеся, но ненавязчивые мелодии – делают этот альбом обязательным к ознакомлению всем фэнам и Калевалы, и Невиди.
Несмотря на новые творческие находки, музыкальное кредо группы я бы выразил экспромтом так: "к черту это укулеле, нам милее кантеле!" Иными словами, гавайских гитар вы тут не дождетесь, а за неимением финского кантеле все останется на месте – фолк-метал с аккордеоном и легко узнаваемым вокалом Ксении. Итак, у нас в гостях Ксения, Никита Андриянов (гитары, клавишные) иАлександр Олейников (аккордеон).
Ваш дебютник "Кудель Белоснежного Льна" вышел на "SoundAge", а для издания нового альбома "Кукушкины Дети" вы выбрали "Metalism Records". Почему предпочтение отдано именно этому значку и в чем состоит разница в работе вышеупомянутых лейблов?
Ксения, у тебя финские корни и ты занималась изучением финского языка. Можно ли ожидать от «Калевалы» эдакой культурной "финской военной кампании", ведь в Финляндии уже не в диковинку концерты российских групп? Как насчет расширения аудитории за счет финских слушателей? Не подумываете о какой-то специальной музыкальной программе на финском?
3 октября в московском клубе "Релакс" состоялась презентация вашего нового альбома, расскажите, чем порадовали своих поклонников?
С 14 по 21 ноября у нас продет тур по следующим городам: Ульяновск, Самара, Пенза, Саратов, Воронеж, Липецк, Тула. А 6 декабря презентуем альбом в Питере.
В музыкальном плане для вас самих альбом "Кукушкины Дети" является шагом вперед или закреплением достижений дебютника?
Если общее настроение «Кудели...» можно охарактеризовать как приподнятое, то на новом альбоме эмоциональная окраска песен более разнообразная. Вы хотели предстать перед слушателями в новом образе и настроении, отличном лишь от развеселого скоморошества?
По целому ряду причин название вашего нового альбома у меня ассоциируется с финальными кадрами фильма Александра Рогожкина "Кукушка", хотя, судя по тексту песни "Кукушкины Дети", связи между фильмом и альбомом нет, несмотря на отчасти общую географию и отдельные образы. Хотелось бы получить развернутый ответ о заглавной песне, почему выбор пал на нее в качестве названия альбома?
Связи между фильмом и нашим альбомом действительно нет. У нас получилась совсем другая "Кукушка"... И дети ее совсем не ангельские близнецы. Наша Кукушка - отродье человеческое... Она подобна змее, пригретой на груди. В то время когда шла работа над альбомом, я переживала не самые лучшие времена... Училась бороться с обрушившимися на меня завистью, злобой, клеветой близких мне в прошлом людей, которые годами жрали с моего стола, а потом прилюдно обосрали. Эта человеческая метаморфоза стала для меня очередным жизненным уроком. Я долго не могла дать название этому явлению... И вот однажды, взяли мы, значит, с приятелем литр... И он, спокойно так, сказал: «За тех, кто сделал тебя сильнее! За кукушкиных детей!» Литр хорошо пошел. (Смеется.)
Я бы сказал, что тексты песен для этого альбома, исключая фрагмент одноименного с вами финского эпоса, а также текст песни "Про Жеребца", написаны как-то очень по-женски (без аналогий с глупыми и дешевыми женскими романами). Поэтому такой вопрос: Ксения, что послужило источником вдохновения и кого ты представляешь в числе своих слушателей? Лично у меня ощущение, что в качестве целевой аудитории ты видишь почитателей Мельницы, сибирского панка и Korpiklaani...
Ой, не вижу я никакую "целевую аудиторию", я просто не умею задумываться о таких вещах, может быть, в силу слабоумия, а может, в силу избалованности... Калевала как-то сразу обросла своими почитателями, мы получаем много отзывов, от разных людей, из разных городов... На концертах у нас аншлаги, публика поет и рубится вместе с нами... Поэтому я как-то не успела запаниковать, и конъюнктурно рассчитать «а как бы сделать так, чтобы нас любили люди». И между группами Мельница и Калевала - огромная разница. И мне кажется, что Мельница - это филологический проект на фоне увлечения кельтско-шотландско-ирландской мифологией, танцами и музыкой... Я же пишу о том, что чувствую. Что переживаю сама. Это и есть источник вдохновения именно для рок-музыки. Хотя, мне очень нравится то, что делает Хелависа.
Есть подозрение, что песня «Калевала» про подвиги финского богатыря Вяйнемёйнена служит неким пробным шаром в работе над концептуальным альбомом, который был бы целиком посвящен жизни и приключениям персонажей этого памятника литературы. Подтвердите мои подозрения или опровергните?
Обложка с цветочками выглядит как-то несвойственно для Лео Хао, который приложил руку и к оформлению вашего дебютника... Автором же артворка к лимитированной версии альбома значится некто Змеелов. Расскажите об этом художнике, пожалуйста.
О Змеелове. С ним я познакомилась, когда была на гастролях в Мурманске осенью 2006 года. Мы сидели в баре и пили текилу после концерта. С тех пор началась огромная дружба. С того момента и до сих пор мы общаемся каждый день, я называю его «Чудо». (Улыбается.) Я часто приезжаю в Мурманск, он приезжает ко мне, правда реже, но все-таки… Талантливый художник и фотограф, оформлял релизы многих норвежских команд, олдовой мурманской группы "Мор", а также последний альбом Сварги.
Что касается "Кукушкиных Детей", то у нас получилось два концептуально разных оформления. Два разных взгляда. Нам дороги обе работы и мы решили сделать два издания: обычное "стекло" и лимитированный дигибук. Дигибук с акварелями Змеелова включает в себя бонус-трек и небольшой видеофильм.
В свое время богобоязненные ирландские граждане поведали мне, что аккордеон является «не богоугодным инструментом», поскольку его меха ассоциируются, скажем так, с раздуванием огня, на котором будут вариться/жариться грешники... Ну, а вы сами считаете, что именно придает вашему творчеству наличие аккордеона (как выразительного средства)?
Вас не напрягает тот факт, что в Интернете (особенно в его англоязычном сегменте) часто встречаются определения типа Калевала - сайд-проект группы Невидь, ведь с этой командой у Ксении связаны не самые лучшие воспоминания...
Многие мои знакомые из Украины оценили задорное настроение вашего дебютника, но сочли кавер на украинскую народную песню "Ти Ж Мене Пiдманула" довольно пошлым не только из-за ужасного украинского произношения, но и из-за кульминации вашей версии, когда лирический мужской персонаж, добившись расположения дамы, таки, испытывает определенные проблемы с потенцией. Уж не Лесьяр ли научил вас плохому? Ваши комментарии.
Складывается ощущение, что пословица «не было бы счастья, да несчастье помогло» является хорошей иллюстрацией истории возникновения «Калевалы» после скандальных событий в Невиди. Между тем, вы иногда исполняете на своих концертах песни Невиди. Т.е. вы проводите грань между личностным и творческим отторжением (в контексте Невиди)?
Калевала просто коллектив единомышленников или же ваши дружеские отношения выходят за пределы репетиционной базы? Отмечаете ли вы какие-то праздники вместе? Кстати, в этом плане у «Калевалы» есть преимущество перед многими группами, поскольку 28 февраля почитатели одноименного эпоса празднуют День Калевалы...
Ну, а если говорить о наших внерепетиционных отношениях, то конечно они есть, мы всегда отмечаем вместе наши дни рождения, а недавно на свадьбе погуляли – женили нашего басиста Шмеля.
Вы неоднократно говорили, что в ваших творческих закромах запасено материала аж на два–три альбома. Каким вы видите музыкальное будущее группы? Подобно AC/DC - ровное движение вперед без стилистических скачков или мы услышим что-то совершенно неожиданное?
У меня есть знакомая по имени Корнелия (лат. – «рогатая»), такое экзотическое имя она обрела благодаря названию одноименной компании, выпускавшей изящные дамские кофты. Слово "Cornelia" так понравилось матушке этой дамы, что ее нарекли в честь кофточки. Ваш басист Шмель еще до появления группы Калевала был замечен в футболке с надписью "Kalevala"... Уж не в честь ли его футболки вы назвали свою группу? Какие надписи красовались на предметах вашего туалета в тот период? Иными словами, как бы вы могли называться, если бы эти надписи вас вдохновили?
Ваши собратья по сцене Тролль Гнёт Ель сами себя иронично именуют «Моль жрет шаль». Вы наверняка знаете, что вашу группу в "этих ваших интернетах" называют "Колей с Валей" или даже "Коленвалом". У вас есть какое-нибудь самоироничное название, придуманное лично вами?
Хором: "Кал Вилли Вало"!
Ужас! (Хохочет.) Благодарю за интервью! Желаю вам прогрессировать и удивлять! Несколько слов на прощание для ваших фэнов и просто для читателей этих строк...