Рецензия на альбом "Кукушкины дети" от журнала Rockcor

«Калевала»      2009   4/5

Жанр: folk-metal

«Кукушкины дети»

Metallism Records

«Синдром второго альбома» - вещь довольно распространённая среди как русских, таки и зарубежных групп: многие перспективные коллективы либо не выдерживают  звона медных труб и копируют дебютную работу, либо, наоборот, отходят слишком далеко от заданного направления и, в конечном счёте, теряют расположение публики. Первая пластинка  проекта «Калевала» увидела свет в апреле 2008 года, вторая – собственно, «Кукушкины дети» - в октябре 2009. В каком же направлении движется этот интересный коллектив? В этом нам и предстоит разобраться. Для начала узнаем мнение одного из музыкантов.

«Второй альбом звучит лучше, он более разноплановый, более профессиональный.  Техничнее сыгран, качественнее записан. «Кудель» мы делали на студии, которая не специализировалась на металле, поэтому приходилось испытывать определённые трудности. Здесь же всё было иначе: с нами работал «Лазарь» (Сергей Атрашкевич – гитарист группы «Аркона», звукорежиссёр), записывались на его студии CDM Records. Гитары и бас писали у меня дома, на студии сделали re-amping (Прим. re-amping- восстановление и обработка партий, записанных на чистом звуке). Мы как музыканты растём и осваиваем для себя новые горизонты, поэтому, если кто-то думает, что мы каждый год будем выпускать ещё одну "Кудель", то он ошибается. Новым материалом мы вполне довольны»  - рассказывают о процессе создания альбома гитарист Никита Андриянов.

А теперь, непосредственно, к материалу самого альбома. В авангарде нового творения отечественных фолк-металлистов шествует  их тёзка – трек «Калевала», который, я считаю, занимает это место по праву. Отказавшись от излюбленных в folk/pagan направлении «атмосферных» интро, группа, что называется, берёт с места в карьер: яркой сочетание кантри мотива, аккордеона и варгана буквально заставляет пуститься в пляс, а  энергичная поддержка перегруженной гитары придаёт песне разудалого рок-н-рольнного драйва. Текст является компиляцией второй руны карело-финского  народного эпоса (да-да, он носит имя«Калевала»), повествующей о богатыре, сеятеле и мудреце, который носит незатейливое имя  Вяйнямёйнен. Финский эпос и кантри! Звучит свежо, ярко, в меру тяжело, в меру фольклорно – как раз так, чтобы песня  и воспринималась легко, и на концертах приводила собравшихся в движение.

Трек №2 – тоже тёзка, но этот раз альбома, а не группы. «Дети» продолжают заданное первой композицией живое, энергичное настроение: к барабанному соло присоединяется качающая ритм-гитара; куплет немного сбавляет обороты, дабы выстрелить пружиной в цепком певучем припеве, который полностью подтверждает слова Никиты Андриянова о музыкальном  росте коллектива, ибо бархатный  вокал Ксении здесь сопровождает  настойчивый punk-rock. Звучит интересно, а главное - гармонично. Непродолжительное, но «вкусное» гитарное соло добавляет и без того интересному материалу блеска и разнообразия. 

 Песня «Горсти талого снега» так же, как и предшественники, полна неуёмной энергии, молодецкой удали, разудалого веселья. Хмельное мужицкое «ой-ой-ой» вкупе с напористым heavy рифом   в одно время и дополняют, и контрастируют с  мягким женским вокалом

«Плакали вербы», «Купальская ночь», «У разбитого корыта» - среднетемповые мелодичные вещи, позволяющие немного передохнуть после столь разнузданного и лихого начала.  Душевные, проникновенные, выдержанные в духе альбома песни  повествуют о борьбе эмоций   в сердце человека. «Душа, не плачь!» - таков мотив, как всего альбома, так и отдельно взятой «Купальской ночи». В целом же лирика стилизована под фольклор: мир второго альбома «Калевалы» населен кикиморами, здесь спеет морошка,  а печаль-подруга  так и норовит завести человека «до прощального заката».

«Медуницы пряной белый костёр» - спокойная, легкая вещь, благодаря которой слушатель может в полной мере насладиться медовыми переливами вокалистки Ксении.

«Ветер в спину»… Это элегия с мудрым житейским текстом надолго пропишется в сет-листе коллектива. Великолепное произведение, в очередной раз подтверждающее рост музыкантов группы.

«Первый последний закат» - подвижная, напористая песня. Этот трек отличается от других более жестким экспрессивным  вокалом, удачными сменами ритма.

И напоследок, пожалуй, самый противоречивый опус группы, который называется «Про жеребца» (Яйца). Провокационный, нарочито скабрезный текст равнодушным вас не оставит: либо вы эту песню мысленно из альбома вычеркнете, либо вы будете ей вторить и подпевать на живых выступлениях группы.  Здесь музыканты, так же как и на первом альбоме, цитируют творение  классика  литературы - на это раз немецкой -  Иоганна Вольфганга Гёте. (Песня «Пастушок» с альбома  «Кудели белоснежного льна» была написана на стихотворение Анны Ахматовой). Что же именно из Гёте? Вы думаете, что это «Фауст»? Правильно думаете. (Сомневающимся смотреть 21 главу «Вальпургиева ночь», слова Мефистофеля).

Что и говорить, альбом удался.  Здесь нет кровавой жестокости, которой пропитан новый альбом «Невиди», нет  меланхолической созерцательности «Омелы», нет и эпического размаха «Арконы», но есть неудержимый поток страсти к жизни.  Группа сумела найти себя и  этим релизом вполне конкретно заявила: о «синдроме второго альбома» речи и быть не может. «Всякая работа мастера хвалит» - так говаривали наши предки, так скажу и я.

Скан Журнала